Как оформляется и сдается отчётность ИП на УСН без работников?

Как оформляется и сдается отчётность ИП на УСН без работников?

 

Чем отличается отчетность ИП на УСН без работников от той, когда предприятие нанимает квалифицированный персонал на постоянную занятость? Сам предприниматель в этом случае налоги уплачивает по стандартной «упрощенке», то есть либо 6% от всего полученного дохода, либо 15% от разницы доходов и расходов (с учетом также и выплат поставщикам, если таковые имеются).

txt1_ads()

Кстати, стоит заметить, что по этой схеме в России на данный момент работает порядка 450 тысяч предпринимателей. То есть они зарабатывают за счет оказания услуг или производства, продажи товаров без использования труда сторонних людей. Какую отчетность они предоставляют в налоговую инспекцию, а также в страховой пенсионный фонд, ФФОМС (обязательное медицинское страхование)?

Подача декларации

Итак, согласно решению Госдумы, требуется поквартально подавать отчетность ИП (УСН), доходы без работников у которых являются официально подтвержденным фактом. Тогда же производится уплата авансового платежа.

Итоговая декларация подается до 30 апреля следующего за подотчетным года. Кроме этого, предприниматель обязан вести книгу доходов и расходов. Это необходимо даже в том случае, если выбрана подоходная система налогообложения без учета финансовых затрат. Финансовая книга может в любое время быть запрошенной для проверки органами налогового контроля.

Уплата страховых взносов в пенсионный фонд, как и в ФФОМС, выполняется так же, как и любым другим гражданином. Но индивидуальный предприниматель обязан это делать самостоятельно, заполняя форму и выполняя оплату счета-фактуры. Саму форму можно получить в ПФ по первому запросу (бесплатно). Предусмотрена возможность уплачивать взносы удаленно, то есть отправляя электронную версию заявления. Здесь плательщику дается возможность выбрать, как он будет оплачивать страховые платежи. Можно авансом, но допускается общей суммой в конце подотчетного года (до 31 декабря включительно).

Отчетность перед ФФОМС

Что касается выплат в ФФОМС, то их ПФ переводит автоматически (в том числе если используются накопительные страховые взносы). Может лишь разниться сумма, которую предприниматель обязывается уплатить в пользу государства, она зависит от полученного дохода.

Отчетность по работникам предприятия не подается. То есть предприниматель, который в то же время считается единственным сотрудником, обязан отчитываться только непосредственно за себя.

Предоставлять декларацию из налоговой необязательно. Уплата всех взносов и задолженностей должна в обязательном порядке осуществляться до конца отчетного года. Если доход предпринимателя приблизился к той сумме, где нужно производить доплату, то он должен указать вероятную сумму прибыли и по ней уплатить взносы. В том случае, если государство получит сверх положенного, можно будет обратиться непосредственно к ФФОМС для получения обратных выплат (перерасчета).

Бухгалтерская отчетность ИП на УСН без работников

Используя упрощенную систему налогообложения, предприниматель получает возможность отказаться от перерасчета по НДС, налога на имущество физических лиц. Но при этом ему придется уплатить в государственную казну процент от владения коммерческой недвижимостью (за исключением тех случаев, когда она взята в аренду).

Отчет в налоговую подается 3 раза в год. Шаблон и форму для заполнения можно либо скачать на официальном сайте финансов, либо получить, обратившись лично в инспекцию. Допускается подача отчетов в электронном виде, только документ обязательно закрепляется цифровым ключом (подписью), что предприниматель получает при регистрации ИП. Юриспруденция обязательно должна быть отправлена в налоговую:

  • до 25 июля;
  • до 25 октября;
  • до 25 апреля.

Тогда же необходимо оплатить авансовые взносы (до 1 числа подотчетного квартала). Нарушение данной нормы наказывается административным взыском через суд (дополнительно начисляется пеня).

Упрощенная система налогообложения не обязывает предпринимателя устанавливать кассовый аппарат или получать печать. Соответственно, он сам заполняет декларацию, книгу доходов и расходов. Налоговая проверяет соответствие указанным цифрам через расчетный счет. Кстати, некоторые крупные банки поддерживают функцию создания автоматических отчетностей. Ими же производится уплата единого налога, но это считается дополнительной услугой частной финансовой структуры и оплачивается согласно установленному тарифу.

В конце подотчетного года предприниматель обязан опечатать книгу доходов и расходов, пронумеровать страницы и прошить. Документ отправляется в архив, где его придется хранить в течение 3 лет минимум. В это время налоговая может запросить ее для служебной проверки (обязательно дается пояснение, для каких целей необходим документ).

Учитывайте тот факт, что форма декларации для каждого года может меняться. Поэтому рекомендуется каждый раз ее персонально получать в налоговой. На титульной странице указывается ИНН индивидуального предпринимателя, КПП, ставится код налогового периода, код по ОКВЭД. Указывать иные данные не нужно (за исключением тех случаев, когда деятельность ИП лицензирована или подразумевает получение сертификата). Отчеты ИП на УСН без работников подаются отдельно на каждый код ОКТМО. Все это указывается в единой декларации. Если с заполнением документов и шаблонов возникают какие-либо трудности, предприниматель имеет полное право обратиться за помощью в местный орган налогового контроля, где ему бесплатно предоставят всю необходимую информацию, образцы и так далее.

https://www.youtube.com/watch?v=HQB5bpB7VoA

Последнее, чем будет обязан предприниматель государству, чтобы его деятельность и доход считались абсолютно легитимными, — это уплатить фиксированные взносы за себя исходя из величины МРОТ. Данная норма была введена в 2016 году и считается временной, однако чиновники уже готовят законопроект для упразднения платежа на постоянной основе. Здесь никаких финансовых отчетов подавать не нужно, достаточно обратиться к инспектору для получения счета-фактуры, который можно оплатить в любом банке в качестве физического лица.

Кстати, «упрощенка» по доходу в 6% в плане бухгалтерского учета значительно проще. Но такой вариант налогообложения вряд ли подойдет для предпринимателей, которые занимаются распространением продукции стороннего производителя, из-за слишком высоких расходов на закупку товара.

Получение налоговых вычетов

Некоторые группы налогоплательщиков на законном основании имеют возможность запрашивать налоговые вычеты на взносы в ПФ и ФФОМС. Но в декларации им приходится все так же указывать полное описание полученного дохода (в том числе того, который получен не благодаря основной сфере деятельности, а, к примеру, за счет сдачи в аренду жилого помещения, гаража, дачного участка, земли, пая).

Все это делается до 30 апреля следующего за подотчетным года, и уже после этой даты предприниматель может подать заявку на возврат налогового вычета. На это ему дается 3 года, после чего долг государства перед физическим лицом автоматически аннулируется (истечение срока актуальности). Но за каждый год заявление подается отдельно. То есть нельзя, к примеру, несколько лет не получать вычетов, а спустя это время подать общее заявление на их получение. В отличие от тех предпринимателей, которые нанимают на работу несколько сотрудников, те, которые зарабатывают персональным трудом, могут получать 100%-й вычет по страховым платежам.

Заполнение декларации

В годовой декларации, что является основным документом, подтверждающим полученный предпринимателем доход и убытки, разобраться новичку достаточно сложно. Единственное, что он в ней увидит, — это строки с кодами и краткими пояснениями.

Например:

  1. 010 — это код вида деятельности. Указывается в налоговой при регистрации предприятия и получении пакета регистрационных документов.
  2. 020 — место осуществления деятельности. Условно можно назвать «юридический адрес», только в этом случае — физического лица.
  3. 030 — код ОКТМО. Если их несколько, то есть предприниматель получает прибыль из разных видов деятельности, то декларация подается по каждому отдельно.
  4. 040 — базовая доходность. Здесь указывается, сколько предприниматель условно получал за базовую единицу времени (в месяц). Получить данную цифру легко: необходимо взять весь доход, что отмечен в книге доходов и расходов, и разделить на 12 месяцев.
  5. 050 и 060 — это коэффициенты, установленные государством и местным административным органом. Последнее относится лишь к тем предпринимателям, которые уплачивают налог из разницы дохода и расходов. Для остальных ставится прочерк.
  6. 070, 080, 090 — данные по кварталам. Соответственно: первый, второй и третий итоговый.

Далее в декларации указывается сумма налоговой базы за весь отчетный год (то, что указано в полях 070-080), применяемая к предпринимателю налоговая ставка, общая сумма налога (умножение последних параметров).

https://www.youtube.com/watch?v=n12a8AUaqMI

Кстати, с 2017 года допускается подавать декларации сразу по нескольким кодам ОКТМО. Если предприниматель планирует уплатить налоги сразу по всем, то ему следует отдельно запросить шаблоны платежных реквизитов в налоговой инспекции. Они предоставляются абсолютно бесплатно. Нужно быть внимательным, так как по каждому коду отдельно заполняется параметр 010 и 020 (1 раздел декларации).

Использование нанятого бухгалтера

Неопытный предприниматель без работников, даже используя упрощенную систему налогообложения, не всегда может разобраться с подачей отчетных документов в налоговую. В этом случае он может обратиться за помощью к сторонней компании, занимающейся юридической консультацией и бухгалтерским учетом. Но оплата предоставленных услуг не включается в книгу доходов и расходов. То есть государством это расценивается как покупка услуг физическим лицом для собственных потребностей.

https://www.youtube.com/watch?v=a_qpbjRQj9A

Однако запрещается нанимать временно бухгалтера и регистрировать его в качестве сотрудника. В этом случае предприниматель будет уплачивать налоги и подавать отчетную документацию согласно тем правилам, которыми регулируется работа предприятия с сотрудниками. Интересно то, что раньше такая практика была позволительной. Но многие выходят из этой ситуации тем, что регистрируют бухгалтера в качестве стороннего ИП, а сам факт сотрудничества скрывается. Это не совсем честно по отношению к государству, но в юридическом плане законно и не наказывается штрафом.




Добавить комментарий: