Электронная отчетность в ФСС - что для этого нужно?
Электронная отчетность в ФСС — что для этого нужно?
Электронная отчетность в ФСС становится все более популярной в среде налогоплательщиков, в том числе и индивидуальных предпринимателей. То, что не нужно никуда являться самостоятельно, радует, однако процесс подготовки всего необходимого для сдачи отчетности на портале ФСС выглядит достаточно сложно. Но это стоит того, чтобы в дальнейшем беспрепятственно сдавать отчетность в удобной электронной форме.
txt1_ads()
Существует несколько ресурсов, посредством которых можно реализовать все необходимое, одним из которых является Контур-Экспресс. Это далеко не единственный ресурс, но один из самых функциональных, потому имеет смысл предоставить подробную информацию именно о процессе сдачи электронной отчетности через данный ресурс.
Эта возможность сдачи отчетности не подходит для того, чтобы сдать все необходимое в последний момент, поскольку процесс подготовки проходит дольше, чем все мероприятия по отчетности. Для того чтобы сдать отчетность через портал, необходимо оформить, подготовить следующие документы:
- Сертификат ЭЦП, который должен находиться на ключевом носителе;
- Расширенные права доступа на официальный портал ФСС;
- Специальные программы для защиты документов путем криптографирования;
- Утилиту для подписки ЭЦП документов и их шифрования, все сертификаты ЭЦП.
Пока эти аббревиатуры малоинформативны, потому есть смысл уделить отдельное внимание каждому из этих пунктов.
Как получить расширенные права доступа
В первую очередь необходимо зарегистрироваться на этом самом портале. В процессе регистрации на почту придет ваш логин, но пароль будет определен в процессе регистрации, и в письме, которое придет на почту, его не будет. Потому его нужно записать или запомнить.
В полученном письме будет указана ссылка, по которой нужно будет перейти, чтобы подтвердить регистрацию. После этого нужно будет войти в личный кабинет, введя логин и пароль, перейти во вкладку «Организации» и ввести собственные реквизиты.
После этого можно начать формировать заявление на предоставление расширенных прав доступа в данной поисково-мониторинговой системе ФСС РФ. Все данные к заявлению присоединятся автоматически из ранее заполненных реквизитов.
Заявление нужно распечатать, подписать и заверить печатью у руководителя. Дальше с ним нужно отправляться в ФСС лично или отправить заказным письмом. Когда заявление рассмотрят, а сделать это должны в течение нескольких дней, на почту придут расширенные права доступа.
Получение сертификата ЭЦП на ключевом носителе
Получить цифровую подпись просто так не получается, потому как ее нужно заказать у поставщиков, которые предоставляют эту услугу. Это платная услуга, которая включает производство, собственно, электронной подписки и проведение индивидуальной экспертизы подлинности документов. Существует бесплатная альтернатива в Контур-Экстерне, где также можно отправить отчетность в ФСС.
Средства, которые используют для криптографической защиты информации
Если вы собираетесь работать именно с Контур-Экстерном, то в данном случае понадобится СКЗИ «КриптоПро». Скачать данную программу можно на сайте КриптоПро, предварительно пройдя достаточно сложную регистрацию. Программа условно бесплатная, предоставляется только в демоверсии на 30 дней. Если вы собираетесь постоянно сдавать отчетность в ФСС в электронном виде, то лучше будет приобрести лицензионный продукт, который обойдется около 2000 рублей в год.
Отдельно предоставляются дистрибутивы для 32 и 64-разрядных систем. Справиться с его установкой можно и самостоятельно, предварительно ознакомившись с инструкцией по установке, которую можно скачать на том же сайте, где и дистрибутив.
Получение сертификатов ЭЦП и утилиты-шифровальщика
Чтобы получить все эти инструменты, необходимо обратиться к порталу ФСС, где нужно найти и скачать на свой ПК такие файлы:
- Сертификат открытого ключа, который будет использоваться уполномоченным лицом ФСС для проверки квитанций и шифрования отчетных данных;
- Корневой сертификат УЦ ФСС РФ;
- Утилиту-шифровальщик, которая будет подписывать документы.
Для простоты установки сертификатов и утилиты предусмотрены рекомендации. Тут подробно расписано, как именно их устанавливать и сдавать расчетные ведомости в электронном виде по форме 4-ФСС. Когда файл отчета готов, его подписывают закрытым ключом (ЭЦП организации), затем шифруют уже с использованием открытого ключа уполномоченного лица ФСС.
Отправить готовый электронный документ можно несколькими путями. К примеру, через шлюз портала ФСС или утилиты для подписания. В дальнейшем отправленному отчету будет присвоен «Идентификатор» с уникальным номером.
https://www.youtube.com/watch?v=PgvLX9Yy0Mc
Этот номер нужно записать и сохранить и в дальнейшем отслеживать его состояние. Существует возможность, что при отправке возникнут ошибки, тогда придется заново проверить все этапы заполнения отчета, заново его сохраняя, подписывая и шифруя.
Сдача отчетности в электронном виде в ФСС практически закончена, когда все эти 4 этапа пройдены и сформирована «Квитанция». Ее необходимо скачать и сохранить на компьютере. Сделать это можно на портале ФСС в категории «Проверка и контроль», тут и понадобится записанный ранее «Идентификатор» отчета. По факту, если «Квитанция» выдана, это является юридическим подтверждением факта приема отчетности в ФСС.