Декларация о доходах ИП на патентной системе налогообложения
Сдается ли подоходная декларация ИП на патенте?
Декларация ИП на патенте, согласно действующим законодательным нормам, подается в виде книги учета доходов и расходов и исключительно по требованию работников налоговой инспекции. Принцип декларирования такой, как и при ЕНВД, однако деятельность можно осуществлять даже без наличия у сформированного предприятия кассового аппарата, это допускается.
txt1_ads()
Как же индивидуальный предприниматель на патентной системе отчитывается перед контролирующими органами?
Нужно ли сдавать декларацию?
Декларация о доходах ИП на патенте по форме 3-НДФЛ не сдается в контролирующие органы (то есть налоговую инспекцию). В этой системе налогообложения она вообще не предусмотрена. Однако вместо этого предприниматель должен вести книгу доходов и расходов и регистрировать там каждую денежную операцию, проведенную с участием его клиентуры. А оплата самих налогов осуществляется по системе стандартной ставки. То есть предприниматель уплачивает в государственную казну фиксированную сумму, которая берется в качестве 13-процентного вычета из запланированного дохода. Естественно, что большинство из-за этого делает минимально возможную ставку, чтобы снизить сумму выплат по налогам.
В каких ситуациях декларация по патентной системе налогообложения сдается в налоговую? Только если индивидуальный предприниматель получил доход не благодаря своей зарегистрированной деятельности, а в качестве советника, преподавателя или сдающего недвижимость в аренду (как жилую, так и коммерческую). Декларация ИП на патенте обязательно подается при:
- продаже недвижимости или транспортных средств, которые во владении ИП находятся не более чем 3 года с момента приобретения (независимо от того, является ли ранее приобретенная собственность новой или уже бывшей в употреблении);
- при получении дохода с продажи акций и иных видов ценных бумаг;
- при получении дохода от деятельности в качестве инвестора (за исключением случаев, когда речь идет о банковских депозитах).
Розничная и оптовая торговля на патентной системе налогообложения
При выборе патентной системы налогообложения розничная торговля может вестись без наличия кассового аппарата. Однако если совершаются финансовые операции с наличными средствами, то по требованию клиента индивидуальный предприниматель обязан предоставить документ, который подтверждает проведение сделки (это может быть как кассовый чек, так и просто расписка, но обязательно заверенная печатью или подписью). В документе обязательно указывается наименование товара/услуги, которые были предоставлены, а также сумма сделки, порядковый номер выданной квитанции.
Если клиент чек не требует, его никто выдавать не обязан. Но необходимо помнить, что данные по каждой операции обязательно регистрируются в книге доходов и расходов с указанием даты проведения финансовой операции (не времени предоставления услуг, а именно когда предприниматель получил деньги на руки).
Если же бизнесмен на патентной системе налогообложения выполняет оказание каких-либо услуг по патенту, то квитанция по проведению финансовой операции обязательно регистрируется. Если говорить точнее, то речь идет о так называемых бланках БСО (бланк строгой отчетности). Причем предприниматель его обязан выдать в любом случае, даже если клиент не требует выдачу такого документа. Хотя многие представители розничной торговли в этом плане хитрят: указывают в копии выдаваемого документа, что отказ от его получения клиентом является согласием на условия проведенной сделки. Выходит, что чек как бы не был выдан, но в юридическом плане покупатель (или заказчик услуг) согласился на указанные в первичном контракте условия (которые предприниматель также не обязан демонстрировать).
Сдается ли при розничной торговле привычная декларация в налоговую? Опять же, только если предприниматель получил доход «на стороне», т. е. он не связан с его основной зарегистрированной деятельностью. А вот отчетность в пенсионный фонд обязательна (как и уплата страховых ежемесячных взносов). Налоговая, в свою очередь, получает право аннулировать действие выданного патента, если предприниматель не уплачивает своевременно взносы в ПФ.
Ведение книги учета доходов и расходов
Итак, единственный документ, который ИФНС будет проверять у предпринимателя, — это книга доходов и расходов (естественно, за исключением тех, которые отвечают за регистрацию предприятия). Ежегодно заводится новая. Старая подшивается и обязательно отправляется в архив минимум на 3 года. Если налоговая потребует, и того дольше. Здесь все предельно ясно: папка с отчетами подшивается и хранится в сейфе. Предоставить ее на обозрение можно только по письменному требованию из ИФНС или же если к предпринимателю обращаются правоохранительные органы с ордером в руках. Во всех остальных случаях бизнесмен может отказывать в предоставлении документа только по требованию.
В книге учета доходов и расходов указываются все проведенные финансовые операции за определенный подотчетный период (неделя, месяц, квартал, налоговый год, который заканчивается 30 апреля). Причем сумму сделки предприниматель должен указывать не только числом, но и прописью (в скобках). Каждая из операций закрепляется личной подписью. Каждая страница книги нумеруется, на ней проставляется печать. Только в этом случае документ обретает юридическую силу и может предоставляться в налоговую для изучения проведенных операций.
При предоставлении услуг по патенту книга тоже ведется, но там уже указывается не каждая операция, а лишь количество сделок за подотчетный период и прибыль/расход, которые понесло предприятие за это время. Для прямой отчетности используются бланки строгой отчетности: одна часть такого бланка остается клиенту, вторая — самому предпринимателю и предоставляется в налоговую.
https://www.youtube.com/watch?v=0i6IvlnQetc
Патентная система с сотрудниками
Если предприниматель использует патентную систему налогообложения, но в его предприятии есть постоянные наемные сотрудники, то за них он отчитывается точно так же, как и при ЕНВД. То есть за каждого в пользу государственной казны делается ежемесячный взнос. Это касается и пенсионного фонда. По желанию предприниматель имеет возможность каждого сотрудника зарегистрировать как ИП с патентной системой. В редких случаях (но все же бывает) так получится намного выгодней.
И необходимо упомянуть, что ИП на патенте имеет право получить налоговый вычет.
Но для этого ему обязательно потребуется сдать декларацию по форме 3-НДФЛ. В том случае, если он временно не вел никакой деятельности или же если никакой прибыли (за исключением собственного дела) он не получал, сдается так называемая «нулевая» декларация.
https://www.youtube.com/watch?v=H8adMcFQpVc
Итак, патентная система — это довольно удобное решение в плане налогообложения для небольших компаний и тех, кто работает вовсе в одиночку. И что немаловажно, традиционная декларация при этом не сдается. Предпринимателю достаточно просто своевременно уплачивать взносы по патенту, вести книгу доходов и расходов. В какой-то мере это даже удобней, нежели работа на упрощенной системе налогообложения.